Dean Reed Дин Рид
О Дине Риде
На главную
Человек из Колорадо
Творчество Дина Рида
О Дине Риде
Жизнь - Борьба
С Дином по жизни
Точка зрения
Новости
Галерея
Форум
Информация
Благодарности
Поиск по сайту

СТАТЬИ

От редакции сайта. С опозданием, но все же мы размещаем статью из газеты «Правда», посвященную 70-летию Дина Рида.

Дин Рид: «Я верю в Америку»

На прошлой неделе исполнилось 70 лет со дня рождения Дина Рида – певца, музыканта, поэта, актера и общественного деятеля. Одно время этого популярного в нашей стране человека почему-то старались забыть и принизить его роль и значение для мировой культуры, искусства, его борьбы за мирное сосуществование народов.

Однако сейчас интерес к творчеству Дина Рида вновь возрос, и в связи с этим многие мифы об этом известном певце и актере начали рушиться. В наше время трудно внушать людям, что известный во всем мире человек на деле был «никому не нужен». Подтвердить или опровергнуть подобную информацию легко помогает интернет.

Итак, распространяемое в постперестроечный период мнение о том, что Дин Рид был известен только в СССР и ГДР, мягко говоря, не соответствует действительности. Его хорошо знали у себя на родине (и не так давно собирались поставить там даже фильм о нем), а также в странах Латинской Америки.

Нельзя забывать, что при общей популярности Дина Рида отдельные представители творческой интеллигенции СССР не очень его любили. И, как потом выяснялось, из-за разного рода недоразумений. Например, вот как Николай Расторгуев рассказывал о встрече с Дином Ридом на БАМе. «Увидев его, наши артисты позабыли про все и, как малые дети, прямо под ливнем устремились к его автобусу, стали стучать в окошко, требовать автографы.

Наконец Дин Рид соизволил выйти, стал подавать всем ладонь, вялую, тряпичную, говоря: "Пры-вэт!" Мне его снобизм совсем не понравился, и я остался стоять в сторонке». Однако любопытно, что, согласно статье И.Королькова, как раз в описанный Расторгуевым момент – во время фестиваля «Огни магистрали» 1979 года – Дин Рид сильно простудился. У него была высокая температура и он еле стоял на ногах – именно поэтому-то и не смог проявить в полной мере свою природную общительность.

Некоторые у нас почему-то считали Рида предателем своей родины. Однако на деле Дин Рид горячо любил Америку и никогда не собирался причинить вред какой-либо вред своей стране. «Я верю в мой народ, верю в Америку, в её способность к открытиям», - говорил он. Вопреки расхожему мнению, Дин Рид не «сбежал» из Америки, а просто поселился в ГДР, не теряя связей с родиной.

При этом он, не говоря об Америке ничего дурного и уж, конечно, не распуская никаких не соответствующих действительности слухов, развенчивал идеалистические представления о «стране свободы», которые были тогда в ГДР и других странах коммунистического лагеря.

Например, он рассказал о том, что в Америке периода «лета любви» и Вудстока и далеко не все носили длинные волосы и серьги в ухе, напротив – таких людей на самом деле было мало, и не так уж легко было в США семидесятых придерживаться подобной «униформы». Просветить Дина Рида по поводу хиппового рая, который в воображении многих представляла собой Америка, пытался даже его приемный сын. «Я недавно ездил туда, и ничего подобного не заметил», - говорил Дин и ему, и журналистам.

Большой общественный резонанс в нашем обществе вызвало открытое письмо Дина Рида Солженицыну, опубликованное в 1971 году в «Литературной газете». «Я, как американский артист, должен ответить на некоторые ваши обвинения, публикуемые капиталистической прессой во всем мире, - писал Дин Рид. - По-моему мнению, они являются ложными обвинениями, и народы мира должны знать, почему они ложные». «Вы заклеймили Советский Союз как "глубоко больное общество, пораженное ненавистью и несправедливостью", Вы говорите, что Советское правительство "не могло бы жить без врагов, и вся атмосфера пропитана ненавистью, и еще раз ненавистью, не останавливающейся даже перед расовой ненавистью"».

Имея опыт проживания и в СССР, и в ГДР, Дин Рид в своем письме объяснил то, что сейчас стало ясно многим – в СССР были определенные недостатки, там совершались определенные несправедливости и даже преступления, однако империей зла, толкиеновским Мордором, адом на Земле наша страна, разумеется, никогда не была.

Вот что он сказал, имея в виду «свободный мир»: «Именно наше общество считает удобным убивать любого и каждого прогрессивного лидера, который находит в себе мужество поднять голос против некоторых наших несправедливостей». Сейчас все больше доводов в пользу того, что Дина Рида убили вовсе не «штази» - а если и они, то совсем не за то, что он разочаровался в своих идеалах.

Если бы он, как и многие видные деятели культуры ГДР и СССР, внезапно превратился в ярого «либерала», то в годы, непосредственно предшествующие моменту крушения Берлинской стены и после, был бы в фаворе. А если бы он в этот период погиб в результате несчастного случая или совершил самоубийство, то из него бы сделали мученика, а не постарались бы забыть его имя. Но Дину Риду, по-видимому, было не в чем разочаровываться. Он, строго говоря, не был коммунистом. Он был лишь борцом за то, чтобы страны с разными экономическими системами жили в мире.

Трудно сказать, чем и кому помешал этот американец новой Германии. Однако его смерть действительно мало похожа на самоубийство или несчастный случай – об этом свидетельствовали, в частности, родственники Дина. Подробно останавливаться на тайне гибели этого замечательного американца нам не хотелось бы. В этой связи можно констатировать лишь один факт – то, что называется «народной памятью», оказалось сильнее пропаганды. Дин Рид безвременно ушел из жизни, однако во многих странах мира, и в том числе – России, продолжают слушать его песни и смотреть фильмы с его участием.

Майя Туманова
29.09.2008 г.

источник