Dean Reed Дин Рид
О Дине Риде
На главную
Человек из Колорадо
Творчество Дина Рида
О Дине Риде
Жизнь - Борьба
С Дином по жизни
Точка зрения
Новости
Галерея
Форум
Информация
Благодарности
Поиск по сайту

СТАТЬИ

Окровавленное сердце

О трагедии "красного ковбоя" –
к 20-летию со дня гибели Дина Рида

В июне исполнится 20 лет со дня гибели американского певца и борца за мир Дина Рида. В Советском Союзе имя этого человека было известно почти каждому. В сегодняшней России власти пытаются вычеркнуть из памяти людей любое упоминание о нем, а если и вспоминают, то только тогда, когда порочат советское прошлое и хотят на примере этой необыкновенной личности показать к чему приводит "разочарование в социализме". Однако опубликованные несколько лет назад в Германии документы, в частности предсмертное письмо Дина Рида, ясно указывают на то, что к гибели Дина привели совсем иные обстоятельства.

ДИНА РИДА связывала с Советским Союзом настоящая и искренняя дружба: он приезжал в СССР более двадцати лет. А впервые соприкоснулся с живым образом нашей страны летом 1962 года, когда на чемпионате мира по футболу, в Чили познакомился с легендарным советским вратарем Львом Яшиным. Это знакомство случилось в гостинице в городе Арике и стало поводом к грандиозному скандалу. В те годы отношения СССР и США оказались в самой опасной фазе (через четыре месяца грянет Карибский кризис, который поставит мир на грань ядерной войны). Поэтому знакомство американского певца, приехавшего в Арику на гастроли, и советского спортсмена вызвало крайне негативную реакцию у госдепартамента США. Узнав же о том, что Дин пригласил Яшина и других советских игроков на свой концерт, а сам принял их ответное приглашение присутствовать на матче Чили-СССР, американские дипломаты и вовсе запаниковали. Они связались с Дином и потребовали от него прервать всяческие контакты с русскими. В противном случае они пригрозили лишить его въездной визы в Чили. Но Дин не испугался и сделал все, как задумал: во время концерта он представил своих советских друзей публике, а спустя сутки отправился на их матч с чилийцами. Так имя Дина Рида впервые угодило в хроники политического противостояния СССР и США.

Три года спустя, летом 1965 года, Дин Рид вновь приковал к себе внимание мировой общественности. Приехав на Всемирный конгресс мира в Хельсинки в качестве участника культурной программы с аргентинской делегацией (он тогда уже жил в Аргентине после размолвки с отцом, который был членом крайне правой организации Джона Берча), Дин взял интервью у советской космонавтки Валентины Терешковой с тем, чтобы показать его в своей телепрограмме, которую он вел на аргентинском телевидении. Тогда же он принял приглашение советской делегации сразу после конгресса посетить Москву. И хотя Дин Рид прекрасно понимал, чем ему это может грозить по возвращении в Аргентину, где во власти было много антисоветски настроенных политиков, он не дрогнул – поехал в Москву. А когда вернулся в Буэнос-Айрес, то подвергся немедленному аресту. Чуть позже его дом обстреляли из автоматов. А когда в 1966 году к власти в Аргентине пришли военные, Дин и его жена Патрисия вынуждены были покинуть страну.

Сначала перебрались в Испанию, но после того, как франкистские власти внесли Дина в "черные списки", супруги уехали в Италию, где прожили почти пять лет. Там Дин активно снимался в кино, однако главным поприщем для него была политика. Он избирается членом Всемирного совета мира и как посол доброй воли посещает многие страны. Первым был Советский Союз. Дин Рид неоднократно признавался, что людей добрее и сердечнее, чем советские люди, мало где встречал. Разве что в любимой им Латинской Америке. Осенью 1966 года Дин Рид впервые приехал в СССР с трехмесячными гастролями, во время которых посетил 8 республик и дал более двух десятков концертов.

Не смогли поколебать добросердечное отношение Дина Рида к СССР и события августа 1968 года, когда войска Варшавского договора вошли в Чехословакию. Тогда многие представители западной интеллигенции отвернулись от Советского Союза, осудив этот шаг, однако Дин Рид их примеру не последовал. И когда два года спустя та же западная интеллигенция с радостью откликнулась на присуждение писателю Александру Солженицыну Нобелевской премии (октябрь 1970 года), Дин поступил иначе. Он опубликовал на страницах советской "Литературной газеты" открытое письмо Солженицыну. Поскольку этот документ сегодня практически нигде не упоминается (и вы поймете почему), приведу его с небольшими сокращениями:

"Дорогой коллега по искусству Солженицын!

Я, как американский артист, должен ответить на некоторые ваши обвинения, публикуемые капиталистической прессой во всем мире. По моему мнению, они являются ложными обвинениями, и народы мира должны знать, почему они ложные.

Вы заклеймили Советский Союз как "глубоко больное общество, пораженное ненавистью и несправедливостью". Вы говорите, что советское правительство "не могло бы жить без врагов, и вся атмосфера пропитана ненавистью и еще раз ненавистью, не останавливающейся даже перед расовой ненавистью". Вы, должно быть, говорите о моей родине, а не о своей! Ведь именно Америка, а не Советский Союз, ведет войны и создает напряженную обстановку возможных войн, с тем чтобы давать возможность своей экономике действовать, а нашим диктаторам, военно-промышленному комплексу наживать еще больше богатства и власти на крови вьетнамского народа, наших собственных американских солдат и всех свободолюбивых народов мира. Больное общество у меня на родине, а не у вас, г-н Солженицын! Именно Америка, а не Советский Союз, превратилась в самое насильственное общество, которое когда-либо знала история человечества. Америка, где мафия имеет больше экономической власти, чем крупнейшие корпорации, и где наши граждане не могут ходить ночью по улицам без страха подвергнуться преступному нападению. Ведь именно в Соединенных Штатах, а не в Советском Союзе, свои же сограждане убили в период с 1900 года больше людей, чем число всех американских солдат, погибших в боях в Первой и Второй мировых войнах, а также в Корее и во Вьетнаме! Именно наше общество считает удобным убивать любого и каждого прогрессивного лидера, который находит в себе мужество поднять голос против некоторых наших несправедливостей. Вот что такое больное общество, г-н Солженицын!..

Затем вы говорите, что "свобода слова, честная и полная свобода слова – вот первое условие здоровья любого общества, и нашего тоже". Попытайтесь распространить эти мысли среди страдающих народов, вынужденных бороться за свое существование и жить вопреки своей воле под гнетом диктаторских режимов, держащихся у власти лишь благодаря военной помощи США.

Скажите о своих мыслях людям, чье "здоровье" заключается лишь в том, что половина их детей умирает при рождении, так как у них нет денег на врача, и они всю свою жизнь мучаются из-за отсутствия медицинского обслуживания. Скажите об этом людям капиталистического мира, чье "здоровье" состоит в том, что всю свою жизнь они проводят в постоянном страхе перед безработицей. Скажите американским неграм, как много им помогли на деле "здоровье" и "свобода слова" в процессе их справедливой борьбы за равноправие с белыми, когда после двух столетий "свободы слова по-американски" во многих районах США считают, что убить негра – это все равно что поохотиться на медведя!.. Нет, г-н Солженицын, ваше определение свободы слова как первого условия здоровья неверно. Первое условие заключается в том, чтобы сделать страну достаточно здоровой морально, умственно, духовно и физически, с тем чтобы ее граждане умели читать, писать, трудиться и жить вместе в мире...

Вы заявляете также, что Советский Союз идет не в ногу с ХХ веком. Если это и верно, то потому, что Советский Союз всегда идет на полшага впереди ХХ века! Неужели вы предлагаете вашему народу отказаться от своей роли вождя и авангарда всех прогрессивных народов мира и вернуться к бесчеловечным и жестоким условиям, существующим в остальной части земного шара, где несправедливость воистину изобилует в атмосфере чуть ли не феодальных условий многих стран?..

Верно, что в Советском Союзе есть свои несправедливости и недостатки, но ведь все в мире относительно. В принципе и на деле ваше общество стремится к созданию подлинно здорового и справедливого общества. Принципы, на которых построено ваше общество, здоровы, чисты и справедливы, в то время как принципы, на которых построено наше общество, жестоки, корыстны и несправедливы... Общество и правительство моей страны отстали от времени, потому что их единственная цель заключается в стремлении сохранить во всем мире статус-кво.

Именно ваша страна стремится делать прогрессивные шаги во имя человечества, и если в чем-то она несовершенна и порою спотыкается, то мы не должны осуждать за эти недостатки всю систему, а должны приветствовать ее за мужество и стремление прокладывать новые пути.

Искренне ваш Дин Рид".

ЛИБЕРАЛЬНАЯ интеллигенция Советского Союза не могла простить Дину Риду этого письма, поскольку Солженицын для нее в ту пору превратился в "священную корову". По этому поводу уместно привести воспоминания возлюбленной Дина Рида – эстонской актрисы Эве Киви. По ее словам, "Дин настолько был увлечен красивой идеей социализма, что ничего вокруг не видел. Дин только кивал головой и молчал, когда я, затащив его в ванную и пустив воду, шепотом просвещала. Я всегда относилась к советской власти скептически и наивно пыталась раскрыть ему глаза на действительность: "Как ты можешь жить в СССР?". В ответ он искренне поражался: "Что ты говоришь? Это же самая свободная страна в мире!".

Он любил приезжать в Советский Союз – его здесь обожали... Жил в хороших гостиницах, щедро расплачивался с таксистами и не имел ни малейшего представления о зарплате советского человека. Однажды я даже отправила его в рабочую столовую, так после "дегустации" у него два дня болел живот..."

Скептическое отношение Эве Киви к советской действительности – отголосок настроений тогдашней советской творческой интеллигенции из числа так называемой либеральной. И Дин за годы своего знакомства с СССР уже успел привыкнуть к подобным взглядам, поскольку "перевоспитать" его пыталась не одна Киви, но и некоторые другие скептики из интеллигенции. Слушая подобные речи, Дин не мог взять в толк, отчего такие настроения. Ведь жила советская интеллигенция значительно лучше простого народа, однако жизнью своей была почему-то недовольна. Ему было удивительно слышать брюзжание советских интеллигентов по поводу того, что на Западе, дескать, их коллеги живут куда более свободно. Но Дин-то знал, что все это далеко от реальности: в той же Америке хоть и существует свобода слова, однако ее границы строго определены. У кого деньги, тот и банкует. А деньги в руках хозяев жизни – банкиров с Уолл-стрит и всяких "фондов". Кстати, все советские СМИ регулярно оповещали об этом свое население, однако творческая элита отмахивалась, считая это пропагандой. Самое удивительное, что она не верила и живому представителю Запада – Дину Риду. Как заявил Дину один из таких спорщиков: "Вы попали под влияние наших доморощенных идеологов". На что Дин ответил: "А вы в таком случае под чье влияние попали?" Ответа на этот вопрос он так и не дождался.

Да, советская интеллигенция (не вся, а определенная ее часть, прозападная) являла собой уникальное явление. На словах радеющая за народ, на деле она этот самый народ откровенно презирала. Например, в то время как простые люди выстаивали очереди за различным дефицитом, интеллигенция проникала через "заднее крыльцо" (выражение Аркадия Райкина). И в общественных столовых она тоже не питалась, предпочитая элитные заведения вроде ресторанов "Арагви", Дома кино, Дома литераторов и ВТО, гостиниц "Националь", "Метрополь"... "Утром мажу бутерброд, сразу мысль: а как народ?.."

Но это ладно бы! Однако, уплетая осетрину с икрой, запивая армянским коньяком, интеллигенция между делом склоняла на чем свет стоит "ужасную советскую власть". Власть, конечно, не самую идеальную на земле, однако ту самую, которая эту интеллигенцию, что называется, обувала и одевала. Отправляла в заграничные командировки, давала звания и квартиры в элитных домах, различные премии и т.д. и т.п. Видно, зря давала, поскольку скептики из элиты настолько разжирели, что со временем стали воспринимать свое обеспечение как нечто само собой разумеющееся.

Между тем, когда к скептикам добавилась возлюбленная Дина, этот факт по-настоящему огорчил. Видимо, от Эве Киви он подобного не ожидал. Поэтому и заявил ей со всем пылом своей романтической натуры: "Как ты можешь так говорить, ведь вы же самая свободная страна в мире! Знала бы ты, как живут твои коллеги на Западе". Дин был прав, когда говорил, что те же работники западного кинематографа имели куда больше проблем, чем их советские коллеги.

Например, в СССР люди, занятые в кинопроизводстве, могли работать спустя рукава, однако зарплату имели стабильную. Не бедствовали ни технический персонал, ни актеры, начиная от эпизодников и заканчивая звездами. Чтобы кто-то из них два раза в месяц не получил свои кровные – такого даже в страшном сне представить было нельзя. А на Западе киношники жили только сегодняшним днем: есть деньги – снимают кино, нет денег – сиди голодным. И Дин, хотя и числился в разряде "звезд", хорошо был осведомлен о том, как жили рядовые служащие киношного производства как в США, так и в Италии, Испании и других капиталистических странах. Дин успел вдоль и поперек изучить американский шоу-бизнес. И понял, что это такая клоака, что лучше туда не соваться (Голливуд он в свое время назвал "скопищем проституток и наркоманов"). Причем он наверняка не заблуждался и по поводу советского шоу-бизнеса, поскольку достаточно насмотрелся на него вблизи. Просто в сравнении с западной советская культурная клоака казалась ему раем.

Эве Киви тоже числилась в разряде звезд, только советских. У нее вроде бы все было. Она была на хорошем счету у министра культуры Фурцевой, снималась в двух-трех фильмах в год (пусть и не в главных ролях, однако снималась же!), регулярно выезжала за границу, представляя многонациональный советский кинематограф. Какой свободы и благ не хватало? Может быть, роскошного особняка, как у Элизабет Тейлор? Или лимузинов, как у Барбары Стрейзанд? Так это понятно: Советский Союз – государство не буржуинское.

Какие цели перед собой ставили те, кто хотел наставить Дина Рида "на путь истинный"? Чего они добивались? Хотели, чтобы он стал таким же, как и они: на словах хвалил советскую власть, а в душе ее презирал? Или, может быть, рассчитывали, что после того как они "раскроют" ему глаза, он "расплюется" с этой властью и никогда больше сюда не приедет? А то и начнет говорить диаметрально противоположное: ругать эту самую власть на чем свет стоит? Если это так, то у этой элиты и впрямь мозги были набекрень.

Можно себе представить, какие мысли одолевали Дина, когда он в минуты одиночества задумывался над этой ситуацией. Надо отдать должное Дину Риду – врагом Советского Союза он так и не стал. Видимо, именно за это наша либеральная интеллигенция ему и отомстила: вскоре после того как Михаил Горбачев придет к власти, Дин Рид из недавнего друга СССР сначала окажется нежелательной персоной, а после трагической гибели его имя постараются и вовсе вычеркнуть из нашей истории.

ДОЛГИЕ ГОДЫ во многих публикациях муссировался слух о том, что Дин Рид был штатным агентом КГБ и восточногерманской разведки штази. Однако многочисленные документы, опубликованные за последние годы в той же Германии, указывают на то, что к спецслужбам Дин имел весьма косвенное отношение. Он несколько раз участвовал в так называемых активных мероприятиях – пропагандистских акциях, которые устраивали спецслужбы социалистических стран в капиталистических странах. Но когда штази в 1978 году попыталась сделать из Дина информатора в окружении лидера ООП Ясира Арафата (с ним Дин был дружен), встретила решительный отпор: Дин пожаловался на разведчиков лидеру ГДР Эриху Хонеккеру, после чего штази ретировалась. КГБ его тоже не вербовал и даже более того – в течение 13 лет проверял на предмет его возможной вербовки со стороны ФБР (американцы в середине 60-х специально запустили слух о вербовке Дина).

Когда в июне 1986 года Дин Рид погиб, западными СМИ была запущена версия о том, что его убрали спецслужбы ГДР с тем, чтобы не допустить его побега на Запад вследствие его "разочарования социализмом". Что касается советских СМИ, то они довольно скупо откликнулись на смерть Дина Рида: две статейки в "Литературной газете" и "Советском экране" и несколько коротких некрологов в других. После чего имя Дина Рида надолго исчезло из советских СМИ. И это, на первый взгляд, было очень странно, поскольку Дина Рида в СССР знали практически все – он ездил сюда два десятилетия. Более того, власти запретили кому-либо из советских друзей Дина отправляться на его похороны. Однако теперь, по прошествии времени, стало понятно, почему Горбачев и его команда наложили табу на имя Дина Рида. В свете взятого советскими властями курса на сближение с Западом американский борец за мир, ставший знаменитым в годы брежневской разрядки, оказался нежелательным персонажем.

О Дине Риде у нас опять вспомнили в начале 90-х, когда Советского Союза уже не существовало. Однако эти воспоминания были окрашены в один тон – антисоветский. В российских СМИ активно пропагандировалась западная версия его ухода из жизни: он-де разочаровался в социализме, хотел сбежать на родину, а агенты штази его убили. Когда в сентябре 1990 года в Германии (ГДР тогда уже почила в бозе) были опубликованы выдержки из прощального письма Дина, где он писал: "Моя смерть не должна связываться с политикой", российские издания тоже известили своих граждан об этом письме, но суть его извратили. Рассказав о том, что у Дина возникли проблемы в семье, они присовокупили к этому тот же мотив: "Моральную травму усугубило разочарование в социализме". Хотя из текста письма следовало диаметрально противоположное.

Как и некогда, западные издания, российские СМИ вволю поупражнялись в том, что навесили всех собак в этом деле на штази (вообще демонизация КГБ и других социалистических спецслужб было любимым коньком российской "демократической" прессы тех лет). Но самое удивительное, что эта ситуация длится до сих пор: фильм про Дина Рида, показанный по российскому ТВ в 2005 году, из этого же ряда – прозападный.

Каюсь, я сам какое-то время был в плену у этой версии. Но когда взялся подробно, день за днем восстанавливать хронику жизни Дина Рида, пришел к окончательному выводу, что его смерть не убийство, а добровольный уход из жизни. И не был Дин Рид "болванчиком" (как сказано в упомянутом фильме о нем), поверившим в социализм и обманутым им. Обманула его не система, а конкретные люди, которые хоть и были коммунистами, но, как выяснилось, никакого отношения к подлинному коммунизму не имели. Это типичные перерожденцы и циники, для которых такие романтики, каким был Дин Рид (или Че Гевара, с которым Дин был знаком), всегда были как кость в горле.

ГИБЕЛЬ Дина Рида была предопределена сразу несколькими обстоятельствами. Так, в последние годы сильно осложнились его отношения с женой, немецкой киноактрисой Ренатой Блюме. Она не только ревновала Дина (скажем прямо, он давал ей поводы для этого), но и все более скептически относилась к его политической деятельности на поприще борьбы за мир. Ей казалось, что ориентация Дина на Советский Союз "устарела". Однако ситуация начала 80-х сложилась по-особому. В результате стараний президента США Рональда Рейгана, назвавшего СССР "империей зла", в мире началась мощная антисоветская кампания. Дин продолжал ездить по миру и агитировать за мирные инициативы, исходящие от советского правительства. Кроме этого, он собирался в содружестве с советскими кинематографистами снять художественный фильм, где должна была быть показана агрессивная сущность американского империализма. Фильм назывался "Окровавленное сердце" и повествовал о событиях февраля 1973 года, когда американское правительство жестоко подавило восстание индейцев в поселке Вундед-Ни.

Между тем, когда в марте 1985 года к власти в СССР пришел Михаил Горбачев, у многих людей в мире появилась надежда, что конфронтация двух супердержав постепенно сойдет на нет. Надеялся на это и Дин Рид. Он рассчитывал, что ему наконец-то удастся приехать на родину без опасения быть облитым помоями. Но он ошибся. Когда в марте 1986 года по американскому телевидению в передаче "60 минут" показали его интервью, это вызвало бурю протеста. Как же так? Дин хвалит Горбачева, а Рейгана ругает; защищает Берлинскую стену, а свою родину называет "милитаристской страной, которую все боятся"?.. В те дни Америка переживала очередной великодержавный бум, и интервью Дина подогрело возмущенную реакцию американцев. В итоге ведущему передачи Майклу Уоллесу пришли сотни писем, где их авторы предлагали... посадить Дина Рида на электический стул. Часть писем Уоллес тут же отослал Дину Риду в Восточный Берлин, что явилось для последнего настоящим шоком. Именно тогда он окончательно понял, что путь на родину ему практически отрезан.

Также Дин испытает шок в конце мая, но уже в Москве. Его приглашают принять участие в благотворительном концерте "Счет № 904", все средства от которого должны были поступить в фонд Чернобыля. Концерт намечался на 30 мая в спорткомплексе "Олимпийский". Из артистов в нем были заявлены сплошь одни звезды: Алла Пугачева, Александр Градский, Владимир Кузьмин, группы "Автограф", "Браво", "Круиз" и др. Значилось в числе участников и имя Дина Рида, однако в самый последний момент чья-то властная рука его из этого списка вычеркнула. Дин сначала подумал что это всего лишь досадное недоразумение, но потом один из организаторов концерта, отведя его в сторонку, сообщил, что таков приказ "свыше".

- У нас сейчас дуют совсем другие ветры, и вам, Дин, лучше переждать их в Берлине... Что это за ветры и чем они вызваны, Дин понял спустя несколько минут, когда проходя за кулисами, услышал чье-то громоподобное ржание и реплику: "Брежневский холуй идет".

Вечером того же дня один из работников Советского комитета защиты мира сообщил Дину много интересного из того, что теперь происходило в Советском Союзе. По его словам, после XXVII съезда КПСС, где Горбачев назвал брежневское время "застоем", советское общество резко поляризовалось. Одна его часть буквально ополчилась на бывших столпов брежневского режима, обвинив их во всех бедах, свалившихся на страну. Причем под понятие "столпы" попали не только отдельные работники партаппарата, но даже недавние кумиры нации. Например, на недавнем пленуме Союза кинематографистов (он прошел 13 мая 1986 года) его участники дружно забаллотировали таких корифеев советского кинематографа, как Сергей Бондарчук, Лев Кулиджанов, Евгений Матвеев и др. Их, как и Дина Рида, назвали "брежневскими холуями" (не с трибуны, конечно, а в кулуарах) и пригвоздили к позорному столбу. Говорили даже, будто Сергей Бондарчук был на грани самоубийства и только любовь близких и поддержка друзей уберегли его от этого шага. У Дина ситуация сложилась куда более трагично, поскольку рядом с ним таких людей, увы, не оказалось.

В последний день своей жизни, 12 июня 1986 года, Дин с утра отправился на киностудию "ДЕФА", чтобы уточнить детали съемок фильма "Окровавленное сердце". Однако там его ожидал новый удар. Продюсер фильма Геррит Лист только что вернулся из СССР, новости у него были не самые радостные. Дело в том, что вся финансовая сторона в производстве фильма была в руках советской стороны (бюджет картины составлял 4 миллиона долларов), и вот финансирование застопорилось. Нет, партнеры не отказывались от финансирования, однако в воздухе витала какая-то недосказанность. И это за три дня до начала съемок! Дину стало ясно, что при новом руководстве Союза кинематографистов СССР никакого фильма о подавлении американским правительством восстания индейцев в Вундед-Ни быть не может по определению. Горбачевская команда все сильнее поворачивала руль своей политики в сторону замирения с США (осенью намечалась очередная встреча Горбачева и Рейгана), поэтому снимать антиамериканское кино, да еще руками "брежневского холуя", она явно не желала.

...Впрочем, даже если бы советская сторона и согласилась участвовать в создании фильма, это не снимало других проблем. Например, Дин прекрасно понимал, что его отношения с Ренатой тоже зашли в тупик и дело близится к разводу. Но Ренате предназначалась главная женская роль в "Опасной близости" и снять ее с этой роли Дин не мог: отец Ренаты занимал высокий пост в "ДЕФА". То есть и здесь возникла патовая ситуация.

Домой Дин вернулся в подавленном настроении. Попытался было излить душу Ренате, но та не была расположена к подобному разговору. А тут еще по телевизору шла какая-то политическая передача, которую Дин попытался прокомментировать. В итоге удостоился от жены очередной язвительной реплики: "Ты всего лишь шоумен, а не политик". Для Дина подобное заявление было подобно ярлыку "брежневский холуй". Он всю жизнь посвятил борьбе за справедливость, неоднократно рисковал жизнью ради этого (четыре раза сидел за решеткой), а в результате удостоился презрительного звания "шоумена". И от кого – от близкого человека! Опять вспыхнул скандал, который переполнил чашу терпения Дина. Наскоро собрав кое-какие вещи, он покинул дом. Как оказалось, навсегда.

Дин собирался отправиться в Потсдам к Геррету Листу, чтобы у него скоротать эту ночь. Однако до Потсдама он не доехал. Всего лишь через 3 километра его "Лада" свернула с дороги к озеру Цейтенерзее и, проехав несколько метров в темноте, остановилась, упершись бампером о дерево. Дин не пострадал, а "Лада" получила только легкую вмятину. Однако с места она не тронулась.

У Дина под рукой оказались листы его последнего сценария "Окровавленное сердце", которые он теперь использовал для написания предсмертного письма своему другу – работнику ЦК СЕПГ Эбергарту Феншу (он курировал кино и телевидение). Поскольку письмо насчитывает 15 страниц, приведу лишь некоторые отрывки из него:

"Я понимаю, что причиняю тебе (Эбергарту Феншу. – Ф.Р.) горе. Ты был образцом для меня – таким же, как многие честные социалисты от Чили до Ливана. Моя смерть не должна связываться с политикой. Не позволяйте этого делать нашим врагам, фашистам и реакционерам... Люди доброй воли будут строить лучший мир – социалистический мир... Я не соглашаюсь со всем, но социализм еще слишком молод. Однако именно он несет в себе единственное решение основных проблем для большинства мира... Я многое имел и пытался посвящать все свои силы и талант всем людям, нуждающимся в моей помощи...

Я хотел жить в мире с Ренатой, но когда сегодня вечером я вернулся домой со студии "ДЕФА" и сидел перед телевизором, Рената крикнула мне, что я являюсь всего лишь плохим американским шоуменом, который не имеет никакого мужества даже покончить с собой... Я люблю Ренату. Но не могу найти выхода из этой проблемы. Она террориризирует меня уже 5 лет. Я хотел жить с ней до конца наших дней, но она убивает меня. Изо дня в день... Мне кажется, что моя жена всегда старалась покорять сердца известных мужчин, чтобы тешить свое самолюбие... Передайте привет моей маме. Скажите ей, что я всегда очень сильно любил ее и старался быть образцом для нее. Передайте также приветы моим дочерям и сыну. Я обнимаю тебя. Твой Дин Рид".

Поставив точку в своем письме, Дин сложил листы обратно в кожаную папку, после чего открыл пузырек со снотворным "Родедорм" и проглотил сразу несколько пилюль. После чего вышел из автомобиля и отправился к озеру...

Тело Дина Рида было обнаружено только спустя три дня в водах Цейтенерзее. Его "Ладу" нашли почти сразу, поэтому предсмертное письмо оказалось в руках полиции гораздо раньше. Эбергарт Фенш показал его Эриху Хонеккеру. И лидер ГДР приказал спрятать письмо в недрах МВД, чтобы не бросать тень на уважаемую в ГДР и Советском Союзе актрису (Рената Блюме была лауреатом Ленинской премии за роль жены Карла Маркса в телесериале "Карл Маркс. Молодые годы"). Это решение было ошибочным: оно позволило западным СМИ, а позднее и российским, долго муссировать слухи о том, что Дина Рида убила штази за попытку сбежать в США. Теперь мы знаем, что это было не так.

Федор Раззаков

"Советская Россия"
№ 63 (12838), 3 июня 2006 г.