Dean Reed Дин Рид
О Дине Риде
На главную
Человек из Колорадо
Творчество Дина Рида
О Дине Риде
Жизнь - Борьба
С Дином по жизни
Точка зрения
Новости
Галерея
Форум
Информация
Благодарности
Поиск по сайту

СТАТЬИ

Письмо о Дине Риде из США

Позвольте представиться – меня зовут Джон Розенбург, мне 65 лет, я женат 42 года, у меня 2 детей, 3 внука, я пенсионер. Я живу в прекрасном штате Колорадо в городе Лавленд. Лавленд находится приблизительно в 43 милях к северу от Вит Ридже, где Дин провел детство.

Я встретил Дина в 1959 году в Эстс Рарк (Колорадо), маленьком горном курортном городке к западу от Лавлэнда. В то время он уже делал записи на студии Кэпитол Рикодз. Дин помог мне получить контракт на запись в этой же фирме в 1959 году (под именем Джонни Роуз), так что у нас обоих был один менеджер и мы жили в одном доме в Канога Парк (Калифорния) около года. За это время мы крепко подружились, и дружба наша продолжалась до самой его смерти. Моя дружба с Дином упомянута в книге Регги Надельсон "Товарищ Рокзвезда" и документальном фильме Би-Би-Си 1991 года "Невероятная история товарища рокзвезды".

Дин провел неделю в моем доме в Лавлэнде в октябре 1985 года. Он вернулся в Денвер на премьеру своего документального фильма "Американский бунтарь". За эту неделю мы возобновили нашу дружбу и стали очень, очень близки. Мы говорили о прошлом (наших днях в Канога Парк и на Кэпитол Рикодз), и, самое важное, мы обсуждали будущее... будущее, которое, к сожалению, так и не наступило.

Я хотел бы передать русским людям, что Дин любил и восхищался русским духом. Ему нравился народ в целом? и он говорил мне много раз, что между русскими и американцами не так уж много различий. Однако он не больно-то уважал правителей и там, и тут, особенно в США. Хотя ему как будто нравился Горбачев. Мне казалось, что он искренне верит в социализм, хотя не в коммунизм (в американском словоупотреблении "коммунизмом" именовался строй в СССР. – Прим. пер.) Хотя наши политические взгляды весьма далеки, мы никогда не позволяли этому мешать нашей дружбе. Мы научились любить и уважать друг друга как братья, не согласные во многом, но обнимающие друг друга по вечерам.

Для меня смерть Дина была как потеря члена семьи. Она все еще мучит меня. Но сильнее всего мучит меня загадка, окружающая его смерть. На самом ли деле он покончил с собой, или его убили? Я весьма сомневаюсь, что мы когда-нибудь узнаем правду. Однако я верю, что его жизнь прервалась от чужих рук.

Я слышал всякие объяснения:

Его популярность снижалась и он начал терять привлекательную внешность и голос, и это весьма угнетало его.

Он беспокоился, что его появление в телепрограмме "60 минут" уничтожило всякую возможность вернуться в США и сделать карьеру в родной стране.

Он столкнулся с трудностями при поиске денег для своего фильма "Кровоточащее сердце"

У него были проблемы в браке.

Могли бы эти затруднения вынудить Дина к самоубийству? Я приведу его собственные слова. В 1985 году Дин выступал на телеканале АВС в программе "Мировые новости с Сэмом Дональдсоном". В ответ на вопрос корреспондента Эла Дэйла Дин скзал : "Я сделал то, что хотел сделать. Я сказал то, что хотел сказать. Если я не могу иметь то, что хотел бы – быть в моей стране, с моим народом, я не собираюсь покончить с собой из-за этого".

О проблемах в браке, если они были, не забывайте, это был его третий брак. Если распад брака привел Дина к такой депрессии, что он решил наложить на себя руки (как некоторые хотят заставить нас поверить), невольно спросишь – а почему он не покончил с собой дважды в результате двух первых разводов? Проблемы в браке или что, но я бы сказал, что Дин не покончил бы с собой из-за женщины, когда он мог бы получить практически любую, стоило ему только пальцем поманить.

Я не верю, что Дин сам вернул свой билет, не важно, сколько у него было проблем. Он любил жизнь. Он любил вызовы. Он доказал это в молодости, когда побежал наперегонки с мулом на 110 миль, победил его и выиграл 25 центов. Он также доказал этим, что его интересовали не деньги, а только вызов. И когда его ожидал важнейший вызов в его жизни (возвращение в США), неужели он бы прыгнул в озеро и заставил себя пойти ко дну? Я так не думаю.

Если бы Дин и впрямь задумал самоубийство, не в его характере было бы сделать это в лесной глуши в полночь, в одиночку. Он бы сел на самолет, полетел в Чили, столкнулся бы со своим старым врагом Пиночетом, и умер бы, как он бы считал, славной смертью мученика, вечно поминаемого за то, что отдал жизнь за свои идеалы, в которые он верил.

Но что сказать о предсмертной записке, таинственно появившейся спустя год после его смерти? Почерк похож на его, но внешность может быть обманчивой. Тех, кто верят в самоубийство, я прошу обдумать следующее: чтобы причинить смерть от естественной причины, нужен настоящий профессионал.

Дин был моим другом. Но более того, он был частью моей жизни с 1959 года, когда он протянул мне руку помощи в момент, когда ему это не было нужно. Я полюбил его как брата. Он не был безупречен. Никто из нас не безупречен. Он делал ошибки – это присуще людям. Но, проанализировав его жизнь любым возможным способом, приходишь к одному очевидному результату. У него хватило духу делать и поставить свою жизнь на службу тому, во что он верил. Это – больше, чем большинство из нас могут сказать о себе.

Я написал две песни о Дине, одну – для него, и одну о нем. "Nobody Knows Me Back In My Hometown" ("Никто не знает меня в родном городе") написана для него и стала его любимой песней. Она ему нравилась, о чем он говорил мне постоянно. "Yankee Man" ("Парень янки") – о нем. Он никогда ее не слышал. Я послал ее ему за два дня до того, как узнал о его смерти.

В день, когда Дин умер, часть меня умерла с ним. Мне очень его не хватает, но такова жизнь. По крайней мере, у нас осталась память о нем и его работы.

Джон


Перевод Аллы Никоновой

"Левая Россия", Политический еженедельник