Dean Reed Дин Рид
О Дине Риде
На главную
Человек из Колорадо
Творчество Дина Рида
О Дине Риде
Жизнь - Борьба
С Дином по жизни
Точка зрения
Новости
Галерея
Форум
Информация
Благодарности
Поиск по сайту

СТАТЬИ

Дин Рид: Песня моей жизни

– Никак не могу привыкнуть к этому: стоишь в одиночестве на сцене, а вдалеке от тебя, в зале – люди, для которых ты собрался петь. И получается, что мы не на равных – я вроде бы «кумир». Но ведь нам нужно жить единым дыханием, и радоваться вместе, и огорчаться, и решать важные проблемы. Только так я могу выйти на сцену – с открытым сердцем, чтобы почувствовать доверие людей. И оправдать его…

В этих словах – весь Дин Рид, певец и гражданин, писатель и политический деятель, поэт, композитор, режиссер и актер… А еще – просто человек, обаятельный и отзывчивый.

…Мы встретились во время его последних гастролей в Москве. Как-то сами собой возникли темы, которые близки певцу, и он рассуждал о них с предельной убежденностью.

– Сложился, мне кажется, – говорит Рид, – своего рода стереотип: если некто выходит на сцену с гитарой в руках и поет, почти скандируя лозунги, его начинают причислять к исполнителям песен протеста, забывая, что жанр этот – весьма трудный и требует, помимо прочего, музыкальной одаренности… В развивающихся странах политические певцы действительно не могут позволить себе иметь первоклассную аппаратуру или отличный, слаженный оркестр – у них нет денег, возможностей, зачастую они находятся на нелегальном положении, как, скажем, в Чили или Сальвадоре… И выступления их скорее похожи на митинги, где под перебор гитарных струн звучат призывы к борьбе, единству…. Что ж, это и есть та форма политической песни, с которой все начиналось когда-то и которую некоторые до сих пор считают единственной… Но слишком многое изменилось в мире с тех пор.

Можно, конечно, заявить: это песня о политике, и вы должны любить ее. Но если она плохо написана, плохо исполнена – люди не поверят ей и не полюбят ее… Такая песня должна привлекать всем: искусными соло электрогитары, виртуозными пассажами ударных, необычными тембрами синтезаторов, интересными цвето-световыми эффектами… Тогда ее будут слушать с удовольствием, и прежде всего молодежь, воспитанная на современных ритмах и звучаниях.

А ведь моя задача – привлечь на свою сторону тех, кто еще не согласен с моей правдой, и нужно делать это, облекая ее в доступные, привычные формы. Политический певец, кроме того, может и должен говорить о самых различных аспектах человеческой жизни: о любви и нежности, о дружбе, о красоте природы, например…

– Вы упомянули о молодежи… Какой она видится сегодня? Чем отличаются молодые люди в социалистических странах от их сверстников в США, Италии, ФРГ.

– Разница есть, и существенная. Обусловлена она прежде всего социально-политическими и экономическими причинами… В капиталистических странах молодежь сражается против системы в целом, против всех ее институтов. Ее мечта – свергнуть то, что уже существует, разрушить до основания, а потом… И вот она берется за камни и швыряет их в витрины магазинов, в машины, в полицейских… Потом молодых бунтарей арестовывают, бросают в тюрьмы, иногда просто избивают. И они чувствуют себя героями. Но ведь подчас легче швырнуть камень, чем употребить его на пользу. Фидель Кастро часто говорил: революция – самое простое дело. Куда сложнее построить социализм. Ведь тут нужно быть героем каждый день, и никто не станет аплодировать тебе. В этом я убедился, когда поехал на БАМ. Увидев меня, молодые бамовцы говорили: Дин, ты – герой! Ты провел 20 дней в тюрьме! На что я отвечал: все иначе, герои – вы, и цветы, что преподнесли мне, я дарю вам, строящим будущее своими руками. Важно не только иметь идеал, но и найти ему достойное применение…

Уж коль речь зашла о том, должен ли артист придерживающийся определенных политических взглядов, иметь программу действий, – продолжал Дин Рид, – хочу рассказать о себе. Начинал я на вторых ролях в голливудских фильмах, и многие режиссеры и продюсеры прочили мне хорошее будущее. Но, чтобы стать знаменитостью, надо уметь делать деньги – любыми средствами. Таков непреложный закон «фабрики грез». Мне повезло: я познакомился с Питером [Патоном – прим. ред. сайта] Прайсом – самым дорогим и близким мне человеком до сих пор. Он являлся моим наставником и другом и учил: быть богатым и знаменитым не самое главное. Ты должен стремиться стать хорошим актером, певцом… Профессионалом, одним словом. Питер [Патон] Прайс оказался пацифистом и привил мне свои взгляды на жизненные проблемы.

Никто ведь не рождается революционером, и невозможно, проснувшись однажды утром, сказать: вот теперь я марксист. Это долгая и трудная дорога к правде, особенно в США, где буквально все пропитано антикоммунизмом. Но шаг за шагом я приближался к истине. Сначала был, как и Прайс, пацифистом, отказывался служить в армии. Я говорил: не пойду убивать, чтобы кто-то наживался на смерти ни в чем не повинных людей… Позже я стал этаким «независимым революционером», то есть выступал против всякой идеологии вообще… Потом попал в Южную Америку и сумел кое-чему научиться: именно там наиболее ярко проявляется весь антагонизм капиталистического общества – нищета миллионов и богатство немногих, и сразу становится ясной антинародная сущность диктаторских, марионеточных режимов… Я был ярым противником этих режимов, но даже тогда предпочитал называть себя кем угодно: идеалистом, гуманистом, пацифистом и даже социалистом, но только не коммунистом – настолько сильны были во мне еще отголоски американской пропаганды.

…И вот в 1965 году я впервые приехал в Советский Союз, затем вновь вернулся – уже с гастрольной поездкой в 1966 году. И тогда же начал читать марксистскую литературу… Во время съемок в Италии у меня оставалось достаточно свободного времени, чтобы всерьез заняться изучением теории Маркса и Энгельса, чтением книг Ленина. И лишь после этого осознал, что нет иной альтернативы социализму.

Все, что я узнал, я попытался внести в свое творчество… Главное в моей работе – быть искренним, оставаться самим собой – и дома, и на людях. Каждый раз, когда пою, стараюсь вложить всего себя в исполнение, и врачи часто говорят мне: Дин, что вы делаете, вы губите свое здоровье… Прекратите так много выступать, поберегите себя… Но я считаю, только так можно жить – отдавая себя целиком людям…

На память о нашей встрече Дин подарил свою фотографию, на которой написал: «Читателям “Советской России”. Будьте мужественными, принципиальными и счастливыми». Желаем и тебе того же, Дин!


Беседу вёл Ал.Налоев

"Советская Россия",
№ 114 (7865), 18 мая 1982 г.