Dean Reed Дин Рид
О Дине Риде
На главную
Человек из Колорадо
Творчество Дина Рида
О Дине Риде
Жизнь - Борьба
С Дином по жизни
Точка зрения
Новости
Галерея
Форум
Информация
Благодарности
Поиск по сайту

СТАТЬИ О ДИНЕ РИДЕ ИЗ СОВЕТСКИХ ГАЗЕТ 1979-1986 гг.

Дин Рид: Страна подлинной демократии

Нынешний мой приезд в Советский Союз, кажется, двенадцатый. Я уже давно не чувствую себя в вашей стране иностранцем. Меня, как и моего замечательного соотечественника и однофамильца Джона Рида, хотя нас и разделяет временная дистанция более чем в 50 лет, объединяет чувство любви к Советскому Союзу, стране подлинной свободы и неуклонного соблюдения прав человека. Здесь я особенно явственно ощущаю коренное отличие настоящей демократии от так называемого «свободного» общества, которое характеризуется вопиющим нарушением элементарных гражданских прав.

…Никогда не забуду показ моего фильма «Эль Кантор» – «Певец» – в Гаване, во время XI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Кинолента о жизни, творчестве и трагической гибели замечательного сына чилийского народа Виктора Хары не оставила никого из присутствующих равнодушным. Погас экран, но люди не расходились. Они скандировали: «Долой фашистскую хунту Пиночета! Венсеремос!»

Осенью 1973 года ночь фашизма опустилась над страной, которую я так преданно любил и люблю. От руки извергов Пиночета погибло много моих близких друзей. Одним из них был Виктор Хара, с которым долгие годы нас связывала крепкая мужская дружба. Мне особенно близок девиз Виктора Хары: «Моё искусство – моя идеология». Я не мог не снять фильм о нём: долг художника повелевал мною.

Но «Эль Кантор» – это не только картина о героической жизни и смерти Виктора Хары, но и гимн всем тем людям, кто не останавливается ни перед каким террором и физической угрозой смерти в борьбе за право быть свободным, в благородном сражении за счастье своего народа.

Меня арестовывали в общей сложности пять раз, в том числе и в Чили. Последний раз меня подвергли аресту в США в 1978 году – за «нарушение общественного порядка». Нас бросили за решётку только за то, что мы посмели во всеуслышание обвинить крупные корпорации в безжалостном разорении мелких фермерских хозяйств. Суд над нами имел ярко выраженную политическую окраску. Свидетелями обвинения выступали те же полицейские, которые разгоняли безоружных фермеров.

Во время моего последнего пребывания на родине я встретился с некоторыми моими бывшими друзьями из Голливуда. Они убеждали меня: «Дин, попридержи язык, и всё у тебя будет «о'кей!»: ты получишь всё, что захочешь – славу, успех, деньги…» Но я не могу молчать, зная, что в настоящее время сотни тысяч человек брошены в тюрьмы США по политическим мотивам. Я не могу молчать, зная, в каком угнетённом, бесправном положении находятся 25 миллионов моих чёрных сограждан, каким изощрённым преследованиям подвергаются коренные жители Америки, о которых я когда-то написал книгу «Мои друзья – индейцы».

И в то время как в Америке повсеместно нарушаются элементарные права человека, в то время как у меня на родине людей, борющихся за гражданские свободы, бросают в тюрьмы, пытают и даже убивают, правительство президента Картера развязало в мировом масштабе кампанию в защиту «прав человека» в других странах. Остриё удара, разумеется, направлено против социалистических государств, где в отличие от Запада эти права неукоснительно и свято соблюдаются. Какое величайшее лицемерие!..

На этот раз я приехал в вашу страну в преддверии выборов в Верховный Совет СССР. Убеждён, что они явятся ещё триумфом вашей демократии, ещё одним шагом в поступательном движении вашего народа к светлому будущему.

Вчера я познакомился с ответами Л.И.Брежнева на вопросы американского журнала «Тайм». Мне особенно запомнились слова Леонида Ильича о том, что «Советский Союз будет и дальше действовать в духе сотрудничества и честного партнёрства» и будет вести активную линию на то, чтобы процесс разрядки всячески укреплялся и распространялся на все районы мира.

«Литературная газета» № 3 (4705)
17 января 1979 г.