Dean Reed Дин Рид
О Дине Риде
На главную
Человек из Колорадо
Творчество Дина Рида
О Дине Риде
Жизнь - Борьба
С Дином по жизни
Точка зрения
Новости
Галерея
Форум
Информация
Благодарности
Поиск по сайту

СТАТЬИ О ДИНЕ РИДЕ ИЗ СОВЕТСКИХ ГАЗЕТ 1979-1986 гг.

Дин Рид: оставаться борцом!

Ситуация всего год назад показалась бы неправдоподобной: сидим с Дином Ридом в кафе отеля "Президент" прямо у огромной стены из стекла, а за ней – самая широкая, самая шумная, самая оживленная улица Буэнос-Айреса. В течение целых восемнадцати лет он не мог приехать сюда – военные власти не пускали певца в Аргентину.

Я знаю его почти полтора десятилетия. Есть в моем архиве первый написанный о Риде в "Комсомольской правде" очерк. Так получилось, что с него началась и моя журналистская работа в Латинской Америке. Шел 1970 год, и Дина Рида здесь хорошо знали. Если не лично, то по песням. А сам он появлялся там, где, по его мнению, в нем была нужда.

Дин Рид символически стирает американский флаг перед посольством США. Сантьяго (Чили), 1 сентября 1970 г.

Так он объявился накануне президентских выборов в Чили. Приехал в Сантьяго, взял ведро, американский флаг, мыло, пришел к воротам американского посольства и начал этот флаг стирать. Американский парень, и не просто парень, а киноактер и исполнитель песен борьбы, выражал таким образом свое мнение об американской внешней политике вообще и в отношении к Чили в частности. Он считал, что эта политика грязная.

Его арестовали. Был скандал – история о его необычной демонстрации и аресте попала в газеты. Его отпустили.

Я написал в "Комсомолке" об этом аресте и о том еще, как Дин Рид впервые столкнулся с американской дипломатической службой лицом к лицу. Или, лучше сказать, с держимордой от госдепартамента. Это было там же, в Сантьяго, но в 1962 году. Дин выступал с концертами, на которых исполнял народные американские песни, и жил в одном отеле с советской футбольной командой, участвовавшей в чемпионате мира. Он познакомился со Львом Яшиным, и тот пригласил его на матч, а Дин позвал наших футболистов на свой концерт. С этого неожиданно начались неприятности. О приглашении узнал посол США. Дина вызвали в посольство и потребовали отменить приглашение на концерт. Дин был невероятно возмущен. Но ему пригрозили аннулировать американский паспорт, разорвать контракт с фирмой грамзаписи. В общем, пугали всем, чем могли, а добились только одного: у него открылись глаза на то, что на самом деле делают полпреды американской дипломатии в Латинской Америке...

Годы жизни среди латиноамериканцев дали ему еще много горьких уроков. Один из них – отношение жителей континента к США, которое десятки тысяч человек выражают в едином крике: "Янки, убирайтесь вон!"

- Дин, – говорю я, – а ведь власть имущие умеют мстить.

- Умеют. Они обвиняют меня в том, что наношу вред Америке, а я говорю, что Америку предали они. В свое время мы, американцы, совершили революцию и освободились от английских колонизаторов. Почему теперь мы же навязываем колониальные порядки десяткам других стран и народов? А что они сделали с памятью 300 тысяч американских парней, сложивших головы во второй мировой войне, в войне против фашизма? Американские администрации поддерживают все фашистские режимы на земле! Разве это не предательство тех парней, их памяти?

Такие взгляды в Америке непростительны. Дина включили в черные списки. Для певца, киноактера это смертельный приговор. Он начал делать фильмы сам...

- Дин, – спрашиваю я, – с того разговора в Сантьяго прошло 14 лет, и мы уже далеко не юноши. Хотя итоги подводить всегда рано, но все-таки, что сделано, если говорить о самом главном?

- Самое главное, я не потерял ни веры, ни надежды на то, что мы сможем улучшить мир. Знаешь, мне часто приходится слышать: человек после сорока уже не может быть революционером. Так говорят молодые, очень молодые ребята. А я думаю: может. Конечно, теперь я знаю, что в один день революцию не сделаешь и за одну неделю нового человека не воспитаешь. Но я верю в человека со всеми его недостатками и люблю его. И это, наверное, революционная вера.

- Ты человек творческий, значит, знаешь не только подъемы, но и нелегкие дни неудач. И что тогда?

- Тогда я вспоминаю красные скалистые горы Колорадо. Среди них я родился. Ощущаю запах ветра, и мне делается тоскливо, потому что я давно хочу и не могу туда поехать.

- Я помню, одна поездка в США в 78-м году окончилась арестом, и ты мог попасть под суд. Это была месть?

- Попытка мести, если так можно сказать. Меня продержали в тюрьме одиннадцать дней. Наверное, засудили бы. Я шел с крестьянами и пел песни, а власти заявили, что мы перешли границу территории, принадлежащей государству. Выручила нас международная солидарность.

- Если говорить о работе, ты достаточно занят?

- Пожалуй. За эти годы я снялся в 18 фильмах как актер и два фильма сделал как режиссер. Выступал с концертами в 31 стране. Сейчас готовим съемки нового фильма о событиях в Вундед-Ни, о том, как в наше время, в 1973 году, индейский народ защищался от американской армии. Фильм на эту тему давно хотел снять Марлон Брандо. Но у него все что-то не получается. А мы снимем. Об этом нельзя не рассказать...

- Дин, последний раз мы виделись на XI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Гаване. А как насчет Московского? Ты будешь в нем участвовать?

- Обязательно. Я буду работать на фестиваль. Во-первых, как диктор телевидения буду помогать вести программу телемостов между странами. Мне уже передали приглашение от советского телевидения. Во-вторых, я написал к фестивалю песню и исполню ее гостям Москвы.

- Тогда мы прощаемся ненадолго.

Дин провожает меня до выхода из гостиницы. Неожиданно к нему подходит пожилая женщина, обнимает его, говорит какие-то добрые слова. Дин немного смущен.

- 18 лет меня здесь никто не видел, – говорит он, – но удивительно: узнают, помнят. Знаешь, есть такая американская мечта. Молодой человек ушел из дома и вернулся через 30 лет старым, но богатым. Я не нажил денег. Мое богатство – мои друзья во многих странах мира...

В.Весенский
(Соб. корр. «Литературной газеты» - для «Комсомольской правды»)
Буэнос-Айрес

"Комсомольская правда"
2 декабря 1984 г.