Dean Reed Дин Рид
О Дине Риде
На главную
Человек из Колорадо
Творчество Дина Рида
О Дине Риде
Жизнь - Борьба
С Дином по жизни
Точка зрения
Новости
Галерея
Форум
Информация
Благодарности
Поиск по сайту

РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ

Рецензии и отзывы на фильм
«Кто вы, мистер Рид?»

Какова "спортивная" жизнь?

Печальная история Дина Рида на "России"

Нельзя сказать, чтобы его уж очень любили в нашей стране. Например, Карелу Готту, Марыле Родович и Мирей Матье в этом смысле повезло значительно больше. А все дело было в том, что Дина Рида буквально взасос любило руководство страны, что само по себе о многом говорило и не могло не настораживать.

Известие о его трагической гибели было воспринято с равнодушием, не в пример, в частности, потрясшему большинство меломанов бывшего СССР сообщению о кончине Джо Дассена.

И вот, пожалуй, только сейчас, спустя годы, говорить о певце и борце за мир товарище Риде стало возможным достаточно отстраненно, а следовательно, без эмоций.

Это и сделали на канале "Россия" в документальном фильме «Кто вы, мистер Рид?» от известной производящей студии "Вертов и Ко" В.Манского (режиссер В.Белякович).

Следует сказать сразу, что ответ на сформулированный в названии картины вопрос так и не прозвучал. Более того, авторы честно признались, что и ответить-то на него сейчас невозможно, ибо все архивы печально знаменитой спецслужбы ГДР "Штази", имевшей "некоторое" отношение к судьбе Д.Рида, находятся в "разобранном" состоянии и понадобится не менее двух лет, чтобы обработать их компьютерным образом.

Ну что же, по крайней мере, честно и откровенно, безо всяких намеков, перемигиваний и ссылок на некие, никому не ведомые "конфиденциальные источники".

Однако это обескураживающее признание ни в коей мере не убавило в картине весьма своеобычного драйва.

Итак, Дин Рид – стопроцентный американец, обладатель абсолютно таблоидной голливудской внешности, актер, певец, любимец и любитель женщин, разумеется, левак по взглядам и убеждениям. И как производное последнего – борец за "мир во всем мире" (как тут не вспомнить не менее легендарную Анджелу Дэвис), активист движения против гонки вооружений и так далее. Соответственно, "мобилизованный и призванный" "холодной войны". А удел рядовых (и не совсем рядовых) участников всяких войн известен. Он, увы, печален.

Но это лишь туманное будущее, а пока – съемки в социалистических вестернах с Гойко Митичем на гэдээровской студии "ДЕФА", песни под гитару перед немецкими товарищами, гастрольные поездки в СССР, первые встречи со стареющими вождями стран соцлагеря, а также дружеские объятия с ними и ко многому обязывающие поцелуи.

Что же касается до поцелуев, то это отдельная тема...

Романтические отношения нашего героя с немецкой актрисой и общественным деятелем Ренатой Блюме стали притчей во языцех и обсуждались даже в далекой советской глубинке, мол, американец помогает немецким товарищам строить социализм, а все равно женщина оказалась главней самых возвышенных идеалов, марксистских убеждений и утопических мечтаний.

И именно с этого момента в биографии Дина Рида, по утверждению авторов фильма, начинается совсем другая, секретная жизнь, за которую впоследствии ему пришлось дорого заплатить.

С одной стороны, ничего в этом нового нет – можно привести достаточно примеров, когда ради высокого чувства было совершено немало шекспировских безумств. Однако времена шли.

Начало "новым" человеческим отношениям было положено во время Гражданской войны 1918?1924 годов, когда сын убивал отца, брат – сестру, муж – жену. И все, естественно, ради любви, хотя бы и к коммунизму.

Дальше - больше. 30?40-е годы в СССР показали, что личные и семейные конфликты вполне можно решать и в официальном порядке, в частности, написанием доносов на своих родных и близких с последующими "исправительными" мероприятиями. К тому времени, кажется, уже существовала знаменитая максима – "семья – это ячейка социалистического общества".

Всей этой достаточно невеселой предыстории, конечно, товарищ Дин Рид не знал, когда пожелал создать эту самую "ячейку" общества в Германской Демократической Республике. Не мог он знать и того, что его избранница оказалась сотрудницей той самой, наводящей ужас на всю Европу "Штази".

И все, казалось бы, ничего – почет, достаток, популярность, всенародная любовь, по крайней мере, старательно изображаемая, благополучие в семейной жизни. Кроме разве что одного, "коли назвался груздем", то есть борцом с мировым империализмом, то "полезай в кузов". Другого пути, иначе говоря, свободного выбора, у тебя, увы, нет.

Симптоматика же поведения весьма посредственного актера и среднего певца Дина Рида в ту пору, когда он решил порвать с исторической родиной и бороться за нужды "простого народа" на Востоке, была весьма очевидна. Наш герой абсолютно безошибочно оценил собственные творческие дарования и понял, что только в изголодавшихся по американскому ?стилю поведения и английскому языку Восточной Европе и СССР он будет востребован. И нигде больше!

Спора нет, решение смелое, а если учесть, что на дворе стояли 70-80-е, то и во многом экстремальное.

Но что делать, "такова спортивная жизнь"!

С одной стороны, надеждам товарища Рида было суждено сбыться – в странах победившего социализма его приняли на "ура". Но с другой стороны, за всякое "ура" даже в "царстве всеобщей справедливости" надо было платить.

Как представляется, в фильме «Кто вы, мистер Рид?» эта трагическая дилемма была показана достаточно внятно и компетентно.

Вполне естественно, что в какой-то определенный момент своей биографии наш герой с ужасом понял, что мышеловка, в которую он в поисках дармового "сыра" забрался абсолютно добровольно, захлопнулась. Более того, женщина, высокие чувства которой и к которой являлись официальной версией переезда Д.Рида в ГДР, по понятным причинам заняла абсолютно твердокаменную позицию в отношении поведения своего американского супруга – "революционной родине нужны твои песни о мире, и ты будешь их петь"! Однако с каждым разом это (петь песни) получалось все хуже и хуже. В конце концов, Дин Рид замолчал и в интервью одному западному журналисту поведал о своем желании вернуться в США.

Это уже другой разговор, ждали его здесь или нет, но права свободно перемещаться по миру у него никто не отнимал. Вернее сказать, почти никто...

В ГДР такой демарш певца и актера восприняли резко отрицательно. Да и "старший брат" (СССР) сурово нахмурил брови, узнав о происшедшем.

А что было дальше – известно всем. При невыясненных обстоятельствах Дин Рид трагически погиб, утонул...

В фильме было выдвинуто предположение, что причиной возможной ликвидации Д.Рида стали его слишком пространные знания о советских вождях, что называется, "без галстука". Вполне возможно, что многочисленные приватные концерты, встречи в "домах приемов" и загородных резиденциях открыли перед американским "посланником мира" совсем иное, значительно отличающееся от общепринятого "лицо" социализма.

Однако такое утверждение выглядит все-таки малоубедительно, ибо едва ли эта "сокровенная" информация (которую обсуждали на всех советских кухнях) каким-то образом повлияла на судьбу Рида.

Тут, скорее всего, дело было в другом. Вероятно, уже упомянутой нами выше госпоже Блюме не удалось завербовать или перевербовать своего супруга, а единственной возможностью исправить агентурный провал всегда была только ликвидация "отказника", ибо сам факт неудачной оперативной работы в принципе не мог быть оставлен без надлежащего внимания со стороны спецслужб. А тут – нет человека, и нет проблем.

Нельзя сказать, чтобы фильм «Кто вы, мистер Рид?» добавил к портрету американского певца и актера каких-либо новых красок. Все поведанное нам мы вроде бы знали и раньше. Но при всем при этом заслуга создателей картины очевидна и заключается она в том, что вольно или невольно они в очередной раз коснулись темы, которую с некоторых пор все реже и реже можно встретить в отечественной телевизионной документалистике. А именно уничтожение режимом человеческого в человеке, превращение семьи в ту самую пресловутую "ячейку" общества, а любви в регламентированный партией и спецслужбами перечень правил, подлежащих обязательному выполнению.

Конечно, исключения были, но наш герой оказался, увы, не из их числа.


Максим Гуреев

Газета «Культура»
№ 46 (7454), 25 ноября - 1 декабря 2004 г.

О канале «Россия»

(Отрывок из статьи)

Зато тех людей, которые искренне верили в идеалы социализма и равноправия, на том же телеканале начинают нам представлять чуть ли не как двойных агентов разведок разных стран. Именно такое странное ощущение рождается от просмотра телефильма «Кто вы, мистер Рид?» из проекта Виталия Майского, благодаря которому канал, видимо, рассчитывает получить целую серию подобных "разоблачающих" псевдодокументальных расследований. К счастью, есть еще зрители, которые знают и помнят многое. В том числе и то, как искренне любили в Советском Союзе американского певца и артиста Дина Рида.

Авторы фильма о нем выстроили свою документализированную экранную сенсацию на очень шаткой, субъективной основе: монологах его экс-подруги, эстонской актрисы Эве Киви. Ни одного доказательства того, о чем так навязчиво нам пытаются вещать с экрана, не присутствует в кадре. Например, слова о том, что Дин Рид знал многое о тайнах личной жизни руководителей ГДР. Или пассаж о том, что руководители нашей страны относились к нему с некоторой долей презрения. Никаких доказательств тому не приводится, и мы должны слепо верить утверждениям, которые развенчивают миф об обаятельном и романтичном певце. Однако чем больше мне пытаются рассказать о том, какой Рид был неискренний и честолюбивый человек, тем меньше я хочу этому верить. Для меня Дин Рид был и остается символом революционного духа перемен, происходивших по всему миру в бурные 60-е и 70-е годы. Певец верил в то, что мы – самая лучшая и самая справедливая страна на свете. И я с этим не стану спорить. Даже если мне рассказывают в фильме о том, что Дин Рид собирался уехать обратно на родину в США. Намеки же на то, что его гибель была странной и нелепой, пусть останутся на совести тех, кто их воспроизвел в документальном телефильме.

Судя по анонсам, в нынешнем сезоне на телеканале "Россия" нас ожидает не один десяток подобных документальных, якобы сенсационных телеразоблачений. И у меня родилось стойкое предчувствие того, что история XX века, которая творилась в том числе и на глазах нынешнего поколения телезрителей, предстанет совсем не такой, какой мы ее знаем и помним. Мне бы очень хотелось ошибиться в своем прогнозе.


Сергей Ильченко

Другие отзывы с той же страницы:

«Увы, коротка человеческая память. Хотя, если быть объективным, то и недавнее прошлое, и сегодняшнее время стоят друг друга: только тогда были дух и ложь, а сейчас душок и чудовищная ложь.

Хуже нет, когда факты вырывают из контекста и предают современной интерпретации. Не журналисты, а гробокопатели, некрофилы какие-то».

«ПОЗОР всем тем кто пытается очернить имена Дин Рида или Виктора Хара. Хулители просто не в состоянии понять, какими были и что значили для своего времени эти барды XX века. И уж, конечно, речи о честолюбии Рида и лабуховости Хара непростительны ни для "России", ни для Розенбаума».

Фрагмент статьи Г.Юзефович "Телевидение.
Вид на убийство. Насилие на ТВ неискоренимо"

Вот на канале РТР в документальном фильме "Кто вы, мистер Рид?", посвященном жизни американского певца и киноактера Дина Рида, во всех подробностях излагается история его трагической гибели (как многие помнят, певец был убит спецслужбами ГДР - сначала Рида оглушили, а потом держали под водой, пока он не захлебнулся). [Убийства Дина Рида спецслужбами ГДР - не доказанный факт. Это частное мнение автора статьи. - Прим. ред. сайта] Не довольствуясь простым пересказом событий, документалисты вставляют в него красочную игровую сцену (кстати, единственную в фильме) - в течение добрых полутора минут актер, загримированный под Дина Рида, картинно хватает ртом воздух и тщетно пытается вырваться из рук схвативших его убийц.