Dean Reed Дин Рид
Биография Дина Рида
На главную
Человек из Колорадо
Творчество Дина Рида
О Дине Риде
Жизнь - Борьба
С Дином по жизни
Точка зрения
Новости
Галерея
Форум
Информация
Благодарности
Поиск по сайту

ПОСЛЕДНЯЯ ТАЙНА

Некрологи из газет на смерть Дина Рида

Останется молодым

Памяти Дина Рида

Трудно поверить, что мы уже никогда не услышим его живого голоса, заразительного смеха, интереснейших рассказов о пережитом, не увидим ослепительной, всегда искренней улыбки. Трудно поверить, ибо ушёл из жизни Дин Рид совсем молодым, в разгар работы над новыми песнями, над фильмом, в котором они должны были прозвучать.

Картине этой Рид придавал особое значение.

- Я хочу сыграть в ней самого обычного молодого американца. Из тех, кого принято именовать «средними». Поначалу он подчёркнуто аполитичен, интересуется лишь своими фоторепортерскими делами. Однако жизненные обстоятельства бросают Боба и его подружку в центр жгучих проблем, нашедших свой выход в событиях у городка Вундед Ни. Именно там войсками и полицией было самым зверским образом подавлено выступление индейцев, протестовавших против расового гнёта, планомерной политики геноцида, загнавшей их в резервации, обрекающей коренных жителей Америки на голод, нищету, болезни и вымирание.

Мой Боб не может более оставаться равнодушным к несправедливости. Ведь как-никак предки его – аболиционисты, жизни самой не щадившие в борьбе с расистами-рабовладельцами почти за сто лет до событий у городка Вундед Ни, - говорил Дин.


Беседа эта шла у нас за праздничным столом. Свой день рождения в нынешнем году певец, исполнитель главной роли, сценарист и один из постановщиков будущей картины «Опасная близость» Дин Рид отмечал в Москве. Вместе с нами здесь были представители двух киностудий: Рижской и ДЕФА, где планировалось создание этой совместной ленты. Разговор приобретал всё более деловой характер: назывались конкретные места будущих съёмок, предлагались имена актёров – исполнителей ролей будущего фильма. (Было ясно, что в главных ролях снимаются Дин и Рената Блюме-Рид.)

Всё это дало повод видному кинорежиссёру ГДР Гюнтеру Райшу, сопостановщику картины «Опасная близость», подняться с места и шутливо предложить перейти ко второму пункту повестки дня – чествованию именинника.

А мне думалось, что встреченный мною много лет назад тогда ещё совсем молодой американский певец, приехавший в Москву на свои первые гастроли, очень напоминает главного героя фильма «Опасная близость». Только вот судьба распорядилась таким образом, что пелена с глаз у выходца из семьи высшей прослойки так называемого «среднего класса» (« upper middle class », англ. – Ред.) Дина Рида упала значительно раньше, чем у Боба.

Ещё студентом колледжа Дин совершает свои первые гастрольные поездки по странам Латинской Америки. И там популярного исполнителя лирических песен, по его собственному признанию, до глубины души потрясают пропасти, разделяющие людей: прежде всего социальные, расовые, политические. Во всей неприглядности предстаёт перед ним роль могущественного северного соседа этих стран, способствующего сохранению самых реакционных, кровавых, диктаторских режимов.

К этим годам относится участие Дина Рида в массовых антиимпериалистических и антивоенных манифестациях перед зданиями американских посольств в Лиме, Каракасе, Сантьяго, Мехико, появление в его творчестве новых песен протеста социальному гнёту и неравенству, песен-призывов к единению людей доброй воли перед лицом угрозы войны, ядерной катастрофы.

Эта деятельность приводит его в ряды могучего движения борцов за мир, навлекает на него гнев и гонения официальной Америки.

В последнем письме, полученном мною от Дина из Денвера, он в присущей ему юмористической манере описывает препятствия, которые пытались чинить местные власти показу на здешнем международном кинофестивале документальной ленты о «неортодоксальном американце», совершающем регулярные поездки к строителям БАМа, успешные концертные турне по странам Восточной Европы, бросающем вызов своей деятельностью претворению планов пресловутых «звёздных войн».

Следы этой благородной деятельности доводилось не раз видеть в берлинском доме Дина. Это множество фотографий, кадров из документальных фильмов, повествующих о событиях жизни и борьбы замечательного художника-гуманиста, а главное – тысячи писем поклонников его таланта. В этих посланиях, пришедших сюда из нашей страны, из других стран мира, присланных людьми всех возрастов, самых разных профессий, содержатся дружеские советы, рекомендации, безраздельная поддержка гуманистической, антивоенной направленности творчества Дина Рида.

Своё письмо из Денвера он завершал приглашением в окрестности Симферополя на первый съёмочный день фильма «Опасная близость».

Горько сознавать, что не суждено свершиться нашей встрече с кинопроизведением, к которому Дин Рид, быть может, шёл всю свою прекрасную, но увы, столь краткую жизнь.

Но в памяти всех знавших и любивших Дина навсегда останется его светлый образ, всё сделанное им в искусстве.

Феликс Андреев
«Советский экран»

Прерванная песня

Дина Рида не стало. В это верится с трудом: его жизнелюбие и бьющая через край энергия, казалось, были направлены на то, чтобы всегда быть рядом с людьми. Больно думать, что так рано и так нелепо прервалась его жизнь.

Певец, актёр, режиссёр, политический деятель… Его помнят в США и Перу, в СССР и в Чили, в Испании и Чехословакии. Где бы ни появлялся этот красивый белозубый парень, его встречали «на ура». Подкупала искренность его песен, проникнутых любовью к людям, верой в них. В песнях он рассказывал о борьбе чилийских подпольщиков, вьетнамских бойцов, палестинских партизан. Темы для своих песен он получал «из первых рук», всегда находясь рядом со своими героями. «Художник должен рисковать вместе со всеми» - таково было его кредо.

Друг Сальвадора Альенде и Виктора Хары, американский певец много сделал для того, чтобы весь мир узнал о справедливой борьбе чилийского народа против фашистской диктатуры, за свободу и независимость. «Трагедия Чили, - говорил он, - стала трагедией моей жизни». Яркое подтверждение тому – его фильм «Певец», посвящённый Виктору Хара. В этом фильме Рид был автором сценария, режиссёром и исполнителем главной роли.

Побывав в лагере палестинцев, пережив израильскую бомбёжку, Дин Рид решил снять фильм о трагедии лагеря Тель-Заатар. Его жители, палестинцы и ливанцы, летом 1976 года в течение полутора месяцев отражали атаки правых экстремистов.

Почему человек, имевший все данные к тому, чтобы стать кинозвездой или звездой эстрады у себя на родине, покинул США? Ведь всего за два года (с 1959-го по 1961-й) он выпустил в Соединённых Штатах свои пластинки, сразу принесшие ему успех, снялся в нескольких фильмах. Американских мракобесов пугала активная политическая позиция, тамошняя пресса навесила на него ярлык «экс-ковбоя, работающего на Восточную Европу» и «агента Кремля». Из-за своих убеждений он сидел в тюрьмах Венесуэлы, Чили, Аргентины, Италии, ему был запрещён въезд в ряд стран…

У нас его знали и любили. Дин Рид приезжал в СССР неоднократно. Первый раз – в 1966 году. Тогда он дал около 40 концертов, выступив в Москве, Ленинграде, Таллине, Киеве, Ташкенте, Самарканде, Баку, Одессе. Всюду его встречали овациями. В своих песнях он говорил о самом главном – о любви, о справедливости, о мире, который нужен всем.

Вторично Рид побывал в Москве в 1970 году. Он принял участие в юбилейной сессии, посвящённой 100-летию со дня рождения В.И.Ленина. Весь сбор от концертов Дин передал делегации борющегося Вьетнама. А в 1978 году в Москве ему была вручена медаль Советского комитета защиты мира.

С 1973 года Дин Рид жил в ГДР. Здесь он продолжал заниматься общественно-политической деятельностью, писал, работал в кино. Активный участник политических мероприятий, Рид всегда находился в самой гуще событий.

«Вся моя жизнь, - писал Дин Рид, - посвящена миру и социализму. Мои песни и всё моё искусство служат им». Лучшим доказательством тому стала его недолгая, но прекрасная жизнь.

А. Егоров
«Неделя», июнь, 1986 г.
  1   2